26 марта 2013 г.

Думсталкер OFF

Пару недель запустил свой проект Doomstalker на кикстартер (ссылка). Подготовил все - и ролик, и пресс-релизы заранее, и гринлайт приурочил, и пресс-кит.. но фейл.


Информации было изучено много, промониторены и другие проекты, стартовавшие параллельно, мысли такие: идея КС'а как инструмента для прямой связи разработчиков и игроков - накрылась медным тазом. Нет поддержки прессы -> нет траффика -> нет бейков. Пресса же не пишет об инди проектах, если они уже не ясно что тру и успешны.

Хотя после публикации набралось с десяток предложений, в том числе от крупных порталов, о проведение рекламных кампаний за деньги. Все прозрачно, но предложения от 500$ для проекта с суммой в 12к$ я нахожу бредовыми. А от некоторых крупных ресурсов предложения приходили в пятизначных суммах :)

Путь "покупка траффика - конверсия - профит" - изучен давно, но если у разработчика есть деньги на это, то КС - это предпродажа, а не краудфандинг.

Таким образом, приход крупных дядек, для которых кампания на КС - это PR и проверка "стоит ли в это вкладываться", просто выметает мелких разработчиков с рынка. Все хотят крупные проекты на предпродаже "с плюшками". С точки зрения рынка все честно. Жаль лишь что КС из прощадки для краудфандинга превратился в площадку для продаж (по крайней мере в разделе "игры").

Конечно, некоторые проекты будут "выстреливать", но лично для себя я сделал вывод что этим совершенно незачем заниматься, если проект уже в разработке. На кикстартер имеет смысл выходить, если у тебя есть идея, деньги, и ты хочешь проверить насколько она интересна пользователем. Препродакшн, проработка идеи, ролик - даже если делать очень качественно, это все стоит на порядок дешевле, чем создание прототипа. Не получилось - потеряли условно 1/Х денег, а не Х. Получилось - вливаем деньги дальше, заодно отбив часть рисков из сборов на КС.

А проекту, который уже "живет".. на КС стоит выходить в двух случаях:
  1. У вас есть деньги и вы хотите PR'а "с кикстартером". Вкладывайте деньги в рекламу, если все правильно - ее отобьете, заодно приобретете контакты с прессой и аудиторию.
  2. Если вы хотите закрыть проект из-за каких-либо причин, в качестве "последнего аккорда". Собрали - круто, значит стоит делать дальше. Нет - закрыли с чистой совестью и пошли работать над чем то дальше.
Когда мы запускали Корабли на IndieGoGo я жалел, что мы запустили их на Greenlight'е почти на месяц раньше (и за неделю вышли в топ 100). Первое время после появления проекта на гринлайте дает дикое количество посещений и просмотров проекта. Но, увы, только в рамках стима. Переходов на сайт/кампанию - меньше процента, т.е. ни о чем. 

Кстати, на сикрафте я этого не понял (видимо в силу востребованности проекта), но гринлайт не просто так назван самим Гейбом ошибкой. Таких потоков говн я не видал давно :) Будучи очень "думо-вдохновленным", думсталкер вызвал просто дикий баттхерт у игроков нового поколения. На самых-самых олдфажных и хардкорных думовских ресурсах проект поддержали, большинству он понравился, все очень хотят PC версию. На стиме же.. В итоге проект там я удалил через неделю - при отсутствии переходов на кикстартер никакого желания разбираться с этим желания нет.

Обвинения в плагиате были вполне ожидаемыми. Даже если быть точным - специально спровоцированными. Тем не менее, никакого плагиата сам я не усматриваю. Да, проект однозначно и очевидно вдохновлен Думом, тем не менее - у нас другой мир, другая история, другое вооружение и другие монстры. Отсылок к думу - масса, но причем здесь плагиат? Тогда старкрафт - это плагиат Хайнлайна. Хагодемон - похож на какодемона, но не какодемон. К слову, "оригинальный" какодемон тоже был "взят" с обложки D'n'D книжки:


Самым удивительным было обвинение в названии проекта как Doom + S.T.A.L.K.E.R., мол, слепил названия известных шутеров. Здесь у меня сразу возник вопрос - какого ...? Название Doomstalker - прямая отсылка к книжке Глена Кука. О чем к слову первый же поиск по названию скажет.

Но это так, мелочи. Что-то заставляет улыбаться, что-то слегка конечно бесит (а как иначе? к своему сожалению к каждому проекту я привязываюсь лично). Тем не менее, я очень рад реакции именно думовского сообщества - комментарии этих людей оказались наиболее полезными. 

Отдельно благодарен Эпикам за публикацию о проекте (ссылка). Для кикстартера совершенно никак, тем не менее по-человечески приятно. Вообще они славные парни.

Что же будет дальше с проектом после закрытия кампании на Кикстартере? Пока не знаю. Но в том виде, в котором он планировался ранее, его не будет. Монстры свой мир найдут, и так или иначе вы сможете увидеть их в апп сторе, но это будет другая игра.

Кроме личного времени на проект было потрачено на данный момент порядка 17к$. Касательно соображений выше - на половину этих денег можно сделать крутую кампанию на кикстартере, и если все ок - собрать гораздо больше чем 12к$ "на релиз". Если нет - потерять меньше. С точки зрения бизнеса - это гораздо более приятный путь.

Я не хочу сказать, что "краудфандинг мертв" или что-то в таком духе. Кикстартер стал частью самого обычного рынка игрушек, вот и все. Самое вкусное было выходить на него летом прошлого года, сейчас - стоит десять раз подумать, свои полезные свойства для инди он потерял.

А, к чему это я все? :) Сикрафта на кикстартере не будет. После 9-го мая продажа наборов Основателей будет прекращена, и на этом наш эксперимент под названием "краудфандинг" будет закончен. Фактически программа завершилась в конце января (как мы и планировали), дальше она продолжалась по инерции из-за переноса даты начала публичных тестов. "Бету" мы стартуем 2-го Мая, после чего я не вижу никакого смысла продолжать продажи наборов в том виде, в котором они есть сейчас. Они будут превращены в классические "пакеты", количество и содержимое которых будет сильно сокращено и соответствовать мировому рынку. 

Мы не просто так назвали данный эксперимент "программой Основателей". Такой халявы и количества плюшек, как сейчас, в наборах больше не будет. Я очень благодарен тем людям, которые поддержали в нас и вселили уверенность, что мы делаем нужный проект.

Это еще одна из причин, по которой стоит десять раз подумать прежде чем идти на Кикстартер или показывать свой проект на стадии альфы. Очень легко получить кучу на вентилятор и разочароваться в том, что делаешь, толком и не обратив внимания на тех, кому интересен проект. Таков рынок, такова жизнь. Особенно опасно это для начинающих девелоперов - привязавшись к проекту, воспринимаешь критику наиболее остро. Разочарование в проекте ведет к разочарованию в себе ("а не говно ли я слепил?"), что в целом ведет к проблемам и неудачам. Потому я очень отрицательно отношусь к "крикунам".

Такие вещи опасны. Я смотрю на разработку не только глазами разработчика, но и глазами бизнеса, мне проще в этом плане. В конце февраля из-за отсутствия соответствующего опыта работы с комьюнити и пары не удачных фраз мы получили неплохой срач на форуме сикрафта, с обвинениями в мошенничестве и прочими другими "радостями". Я думаю хуже всего о нас подумала Иксолла, получив несколько запросов на возврат средств. Тем не менее, если для меня - это просто опыт и рабочая ситуация, для ребят из команды разработки - сильный удар по мотивации. Мы очень маленькая команда независимых "безденежных" разработчиков, мы все работаем на проект по большому счету на переспективу и светлое будущее, имея средства лишь на поддержку штанов.

Пришлось разгребать на обоих фронтах. Я прекрасно понимаю реакцию пользователей, но это не делает мою работу легче и радостнее. Напрашивается вывод, что русскоязычное коммьюнити пока не готово внутренне к краудфандингу таковому. Не на тех объемах денежных средств, которые позволяют делать серьезный проект. Очень характерным для нашего менталитета являлось высказывание: "Вы делаете коммерческий проект, чтобы заработать на нас, почему мы должны вас поддерживать?". Честно? Честно. Но без вашей поддержки проекта просто может не быть.

Примеры сбора средств артистами на planeta.ru - хорошие примеры, но как зарождения идей со-финансирования интересных проектов, а не в целом "краудфандинга в России". В большинстве случаев речь идет о предзаказе продукта фанами - у этих артистов есть имя, есть аудитория. О финансировании чего-то нового речи не идет. 

Это вполне объяснимо рынком. Всем интерес продукт сильнейших, самый качественный продукт. Но есть другая сторона медали - я хочу новую Алису, но где взять второго Кинчева? Найдется гений - он прорвется. Но многий гений должен пройти через обучение, получить опыт, набить шишки, его продукт изначально будет молодым и сыроватым. Алиса сегодняшнего дня имеет гораздо более цельное содержание, чем двадцать пять лет назад. Той, "молодой Алисе", денег сегодня бы не дали, ведь есть "старая", с опытом, в сравнении с которой "молодая" будет "не то, не дотягивает". Таков рынок.

В играх то же самое. Когда на Кикстартер вышел Тим Шафер с Double Fine Adventures - все было клево, он открыл новые горизонты для девелоперов, показал что можно собрать хорошие деньги для разработки очень качественного продукта. Но когда Фарго собирает на второй проект, не выпустив первый, используя мощности созданного уже коммьюнити, а Гэрриот - выходит на кикстартер и так имея десятки миллионов личного состояния - это бесславный конец идеи краудфандинга. Самое забавное, что Мулинье и Гэрриот сделали вменяемые проекты 10+ лет назад, заработали денег, в космос слетали (я тоже хочу). Но почему-то никто не думает, что они постарели, и не только как органика, но и как геймдизайнеры.

В общем, сложным и долгим получился пост, но таковы вот соображения, которые касаются моих проектов. Кампанию Думсталкера я закрываю, снова о нем вы услышите скорее всего только ближе к лету, пока же я целиком и полностью в постели с сикрафтом. Конечно я ожидал большего, но что поделать, хотя бы Эпики порадовали. Как настоящему инди остается подтянуть пояс и упорно работать дальше. А младшему инди-коту - ютиться на Batman'е:


Потерпит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.